Шины в ортопедической стоматологии используют для лечения заболеваний пародонта, при которых выявляется патологическая подвижность зубов.
Эффективность шинирования, как и любого другого лечения в медицине, зависит от стадии заболевания, а значит, от сроков начала лечения. Шины уменьшают нагрузку на зубы, что уменьшает воспаление пародонта, улучшает заживление и общее самочувствие пациента.
Шины должны обладать следующими свойствами:
- максимально ограничивать подвижность зубов во всех направлениях
- прочно крепиться на зубах
- не травмировать окружающие ткани
- не препятствовать другим видам лечения
- не препятствовать уходу за полостью рта
- по возможности не нарушать внешний вид пациента, речь, прием пищи и т.д.
Шины делят на съемные и несъемные.
Установка того или иного вида шины зависит от выраженности атрофии альвеолярных отростков челюсти, степени подвижности зубов, их местоположения и т.д. Так, при выраженной подвижности и атрофии костных отростков до 1/3 высоты рекомендуют несъемные протезы, в более тяжелых случаях возможно применение съемных и несъемных протезов.
При определении необходимости шинирования большое значение имеет санация полости рта: лечение зубов, лечение воспалительных изменений, удаление зубного камня и даже удаление некоторых зубов при наличии строгих показаний. Все это дает максимальные шансы для успешного лечения шинированием.
Несъемные шины
К несъемным шинам относят следующие виды:
- интердентальная (межзубная) шина. Современный вариант шины по методике представляет собой соединение двух соседних зубов специальными вживляемыми вставками, которые взаимно укреплят соседние зубы. Могут использоваться различные материалы, однако в последнее время предпочтение отдается фотополимерам, стеклоиономерному цементу, композитным материалам.
- несъемные шины-протезы являются особой разновидностью шин. Они объединяют в себе решение двух задач: лечение заболеваний пародонта и протезирование отсутствующих зубов. Шина при этом имеет мостовидную конструкцию, где основная жевательная нагрузка приходится не на сам протез на месте отсутствующего зуба, а на опорные площадки соседних зубов. Таким образом, вариантов шинирования несъемными конструкциями довольно много, что позволяет врачу выбрать методику в зависимости от особенностей заболевания, состояния конкретного пациента многих других параметров.
Съемные шины
Шинирование съемными конструкциями может применяться как при наличии цельного зубного ряда, так и при отсутствии некоторых зубов. Съемные шины обычно уменьшают подвижность зубов не во всех направлениях, но к положительным моментам относят отсутствие необходимости шлифовки или иной обработки зубов, создание хороших условий для гигиены полости рта, а также проведения лечения.
При отсутствии некоторых зубов также могут быть использованы съемные протезы. Учитывая тот факт, что потеря зуба может провоцировать заболевания пародонта, становится необходимым решение двух задач: возмещение потерянного зуба и использование шинирования как средства профилактики заболеваний пародонта. У каждого пациента будут свои особенности заболевания, поэтому и особенности конструкции шины будут строго индивидуальными. Довольно часто допускается протезирование с временным шинированием для профилактики развития пародонтоза или иной патологии.
В любом случае требуется планирование мероприятий, способствующих максимальному лечебному эффекту у данного пациента. Так, выбор конструкции шины зависит от числа отсутствующих зубов, степени деформации зубных рядов, наличия и выраженности заболеваний пародонта, возрастом, патологией и видом прикуса, гигиеной полости рта и многими другими параметрами.
В целом при отсутствии нескольких зубов и выраженной патологии пародонта предпочтение отдают съемным протезам. Конструкция протеза подбирается строго индивидуально и требует нескольких посещений врача.
Съемная конструкция требует тщательного планирования и определенной последовательности действий:
- диагностика и обследование пародонта
- подготовка поверхности зубов и получение слепков для будущей модели
- изучение модели и планирование конструкции шины
- моделирование восковой репродукции шины
- получение литейной формы и проверка точности каркаса на гипсовой модели
- проверка шины (шины-протеза) в полости рта
- окончательная отделка (полировка) шины
Трансдентальное шинирование подвижных зубов
При данной методике лечения происходит объединение в единую конструкцию подвижных зубов с неподвижными при лечении парадонтитов (воспалении десен). На язычную поверхность зубов фиксируется стекловолоконная лента, которая закрывается пломбировочным материалом. В сочетании с лоскутной пластикой является эффективным способом продлевания срока жизни подвижных зубов.
Часто при заболевании десен происходит оголение шеек зубов и появления щелей между зубами, что негативно сказывается на эстетике улыбки. При проведении процедуры шинирования врач «закрывает» образовавшиеся щели пломбировочным материалом.